Что покупают и на чем экономят россияне в 2021 году

В журнале «Агроинвестор» вышла аналитическая статья, посвященная изменениям в потребительских предпочтениях жителей России в период глобального экономического кризиса. Авторы побеседовали с производителями, продавцами и экономистами, выяснили, снизился ли спрос на продовольственные товары и узнали, какие позиции стали менее, а какие более востребованы на рынке. В числе приглашенных экспертов портала – директор по продажам АПХ «ЭКО-культура» Лариса Ерина.

Несмотря на падение доходов населения и ограничения, связанные с пандемией, существенного снижения спроса на продовольствие в России не произошло. Отчасти этому поспособствовало закрытие границ – тратить деньги гражданам пришлось не за рубежом, а внутри страны. Однако аналитики отмечают, что потребление стало более осознанным, при этом покупатели уделяют больше внимание недорогим и полезным продуктам.

Падение спроса не было существенным и по причине финансовой поддержки населения со стороны государства. В целом люди действительно стали экономить, но не на базовых продуктах питания. Все фуд-ритейлеры показывают рост выручки, хотя и не такой высокий, как в прошлые годы.

При этом, несмотря на снижение доходов, диета россиян стала более сбалансированной – все больше людей предпочитают здоровое питание. И хотя в период самых жестких ограничений 2020 года продажи тепличных овощей временно упали, в 2021 году их потребление восстановилось до прежнего уровня.

По мнению Ларисы Ериной, овощи относятся к продуктам первой необходимости, поэтому выбирая между продовольствием и другими покупками, люди делают выбор в пользу первого. После недолгой паники, возникшей в первые недели пандемии, люди перестали массово скупать соль и гречку и снова вернулись к привычному набору продуктов. Более того, в период эпидемии потребность в свежих тепличных овощах даже возросла – люди стремились повысить иммунитет естественным способом, потребляя продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Таким образом население проявляло заботу о своем здоровье и пыталось снизить уровень тревожности.

Несмотря на возросшую тенденцию к здоровому питанию, среднестатистический россиянин пока еще потребляет овощей на 24% меньше нормы, рекомендованной Минздравом. Тем не менее Лариса Ерина уверена, что культура потребления жителей нашей страны постепенно меняется, и по мере увеличения производства экологичных и полезных овощей на них будет расти и спрос.

Директор по продажам АПХ «ЭКО-культура» рассказала, как компания осваивает новые каналы продаж. Пока в традиционный сетевой ритейл уходит около 85% всей продукции. Однако активно осваивается новое направление – e-commerce. Компания уже ведет онлайн-торговлю на собственных площадках. Кроме того, овощи можно купить с доставкой во всех онлайн-магазинах торговых сетей, с которыми сотрудничает холдинг.

В ассортименте «ЭКО-культуры» есть товары на любой вкус и кошелек – в теплицах выращивают как премиальные сорта, так и овощи среднего ценового сегмента. Компания следит за малейшими изменениями рынка и мгновенно на них реагирует. Поставки всегда зависят от покупательского интереса – например, сейчас в тренде круглые и сливовидные среднеплодные томаты. Как только спрос изменится, поменяется и предложение.

Холдингу удается удерживать себестоимость продукции на прежнем уровне не за счет снижения качества и уменьшения веса упаковки, а с помощью строгого контроля издержек. К примеру, расходы на логистику могут составлять как 10%, так и 30% от всего объема продаж – оптимизация в этом сегменте существенно влияет на прибыли. Кроме того, все закупки в холдинге централизованы, что также приводит к снижению расходов.

Читайте полный текст на сайте портала «Агроинвестор».