Как меняется потребительский спрос в новых экономических условиях

Первый вице-президент агрохолдинга «ЭКО-культура» Мария Бочарова в интервью журналу «Агроинвестор» рассказала о том, как производители плодоовощной продукции работают в новых экономических условиях. Ее комментарий опубликован в обзорной статье, посвященной анализу ситуации на потребительском рынке.

В публикации отмечается, что снижение доходов потребителей, увеличение количества безработных и инфляционные процессы ведут к коррекции спроса на продукты питания. В связи с этим многие отрасли агропрома готовятся изменить стратегии производства, чтобы соответствовать возможностям покупателей. Прогнозируемое падение доходов в первую очередь отразится на потреблении дорогих продуктов. При этом удельный вес затрат на питание в целом возрастет, но это произойдет по причине увеличения стоимости потребительской корзины. Стабильным спросом будут пользоваться только основные продукты питания, доля остальных сегментов в той или иной степени будет уменьшаться.

По словам Марии Бочаровой, все отрасли российского АПК уже увидели изменение активности покупателей. Спрос концентрируется на массовой продукции в доступном ценовом сегменте. Товары премиального уровня становятся менее востребованными – население в целом переходит в режим все более экономного расходования средств.

В продуктовой линейке «ЭКО-культуры» основная доля приходится на массовую (социальную) продукцию – круглый и сливовидный красный томат. Цена на него сохраняется на доступном уровне. Вице-президент агрохолдинга отмечает, что томаты «ЭКО-культуры» – это реально массовый товар. По данным исследований, многие семьи покупают его в среднем дважды в неделю, снижения спроса по этой категории не наблюдается. Что касается томатов черри, то определенное падение продаж фиксируется, но такие товарные позиции занимают относительно небольшую долю в продуктовом портфеле тепличных предприятий холдинга. Кроме того, премиальная продукция ориентирована главным образом на более платежеспособные рынки мегаполисов, так что в целом ситуацию с реализацией выращенных в теплицах овощей можно назвать относительно стабильной.

Агрохолдинг внимательно анализирует рыночную ситуацию и учитывает запросы покупателей. Производственная программа нового цикла будет скорректирована с учетом изменения потребительских предпочтений.

Комментируя возможности снижения производственных затрат в новых экономических условиях, первый вице-президент агрохолдинга «ЭКО-культура» Мария Бочарова отмечает, что основные расходы в тепличной отрасли – это энергоресурсы и зарплата. Экономить на них нельзя, поэтому приходится искать другие пути снижения себестоимости продукции. К примеру, с целью уменьшения стоимости упаковки был разработан более экономичный вариант картонного короба для перевозки томатов. Однако компания практически исчерпала резервы оптимизации расходов.

«ЭКО-культура», как и все предприятия АПК, рассчитывает на продолжение комплексных мер поддержки производителей со стороны государства, в том числе льготного кредитования. Именно благодаря системной господдержке отрасль уверенно развивалась все последние годы, обеспечивая значимый вклад в реализацию Доктрины продовольственной безопасности РФ и программы ускоренного импортозамещения.

Полную версию статьи читайте на сайте журнала «Агроинвестор».