О перспективах развития тепличной отрасли в России

В издании «Деловой Петербург» вышла статья под названием «Борьба за теплицы», в которой авторы рассказывают о текущем состоянии тепличной отрасли в Ленинградской области и в стране в целом. В анонсе к материалу автор сообщает, что крупные инвесторы в массовом порядке отказываются от вложений в строительство новых сооружений для выращивания овощей в закрытом грунте, считая это направление уже не таким перспективным, как несколько лет назад. Компаниям, которые достраивают запланированные объекты, приходится конкурировать с теми, кто против них объединяется.

В статье речь идет о тепличном комплексе «Круглый год», расположенном в Бокситогорском районе Ленинградской области. ТК входит в состав крупнейшего в стране агрохолдинга «ЭКО-культура». На 2021 год запланирован запуск второй очереди теплиц. Первая очередь запущена в 2014 году: объем овощей (томатов, огурцов и салата) в ТК составляет 6,2 тысяч тонн овощей ежегодно.

По словам генерального директора ООО «Круглый год» Марии Буткиной, в новом комплексе на площади 5,5 га будут выращиваться томаты и салат Фриллис (3,2 тысяч тонн овощей в год). Общий объем инвестиций во вторую очередь строительства составляет 2,07 млрд руб.

По словам экспертов, тепличная отрасль в РФ за последние годы претерпела кардинальные изменения. Это связано как с эмбарго на импортную продукцию, так и с временной государственной поддержкой отечественных аграрных хозяйств. Оба фактора повлияли на отечественную тепличную индустрию положительно. «ЭКО-культуре» удалось занять свою нишу на томатном рынке, поскольку в промышленных масштабах этой культурой в стране мало кто занимался.

Инвестиции в теплицы имеют срок окупаемости 8-10 лет, поэтому сейчас немногие инвесторы решаются рискнуть своими средствами без поддержки со стороны федеральных и муниципальных властей. Кроме того, на отрасль негативно влияют и другие факторы – падение рубля, долгие сроки поставки оборудования, снижение закупочных цен на овощи со стороны ритейлинговых компаний.

Однако «ЭКО-культура» от своих планов по строительству отказываться не намерена. В Ленобласти и соседних регионах спрос на свежие и экологически чистые овощи стабильно высокий – пока что рынок не в состоянии полностью удовлетворить потребности населения, поэтому перспективы запуска второй очереди вполне определенные.

Агрохолдинг – не единственный в регионе представитель промышленного сектора аграрной отрасли. «ЭКО-культуре» противостоит объединенное предприятие, ставшее результатом слияния сразу нескольких крупных хозяйств. Однако по мнению экспертов, столь серьезная конкуренция между крупнейшими игроками тепличного рынка пойдет экономике страны только на пользу.

Полный текст статьи читайте в номере «Делового Петербурга» за 5 октября 2020 года.