Президент АПХ «ЭКО-культура» Александр Рудаков выступил экспертом на телеканале РБК

На телеканале крупнейшего информационного холдинга России РБК вышел очередной выпуск программы «День», в котором в числе приглашенных экспертов выступил президент компании «ЭКО-культура» Александр Рудаков. Тема передачи: «Рост цен на продукты: ожидание потребителей и предложения бизнеса».

Ведущая программы озвучила новую инициативу от производителей картофеля – продавать мелкие и не прошедшие калибровку клубни по сниженной цене, чтобы потребители с небольшими доходами могли без ущерба для бюджета покупать этот продукт питания первой необходимости. Поводом к такой инициативе стал резкий рост цен на картофель в ритейлинговых сетях – за год средняя розничная стоимость повысилась на 40%. Минсельхоз поддержал инициативу Картофельного союза. Аналогичное предложение поступило от Плодоовощного союза – снизить цены на некондиционные огурцы.

Тема роста цен на продовольствие вышла на правительственный уровень в конце 2020 года, результатом чего стал законопроект, меняющий правила регулирования цен. Однако потребители не видят изменений к лучшему – согласно опросам, большинство россиян уверены, что цены на продукты в 2021 году стали расти еще быстрее, чем раньше.

Эксперты в студии обсудили сразу несколько волнующих каждого россиянина вопросов – почему цены продолжают расти, как стабилизировать ситуацию и что могут сделать производители и ритейлинговые сети.

Александр Рудаков ответил на вопрос, какую долю прибыли агрохолдинг теряет в результате жестких требований ритейлеров к калибровке продукции. По его словам, 10-15% томатов и 6-7% огурцов приходится на нестандартную продукцию. При этом стандарты в томатной продукции – понятие сугубо количественное: например, отклонение в размерах помидора черри на 0,5 см уже считается «некондицией». Такие томаты не уступают по качеству своим стандартным «собратьям», но покупаются у холдинга уже в два раза дешевле.

Еще один вопрос ведущей касался опасений потребителей, связанных с новыми правилами калибровки овощей. Они ожидают махинаций с понятиями «стандартные» и «нестандартные» со стороны продавцов и производителей: некалиброванная продукция будет продаваться по обычной цене, а обычные овощи станут новым «преимум-классом». Президент агрохолдинга развеял эти опасения, сказав, что покупательная способность россиян имеет определенные рамки – покупать продукцию по искусственно завышенной цене никто не станет. При этом ввод нестандартной продукции по сниженной стоимости будет выгоден всем участникам торговых отношений.

Что касается повышения цен на продукты за последний год, то по словам Александра Рудакова, в отношении овощей (томатов и огурцов) рост отпускной стоимости увеличился лишь на 5-6% — это стандартные показатели ежегодной инфляции. Однако существуют сезонные колебания цен, поскольку зимой теплицы тратят больше энергоресурсов на производство, что повышает себестоимость продукции в 2-3 раза. По этой причине неизбежно растут цены на конечный продукт в торговых сетях.

Мнения других участников беседы, а также сделанные экспертами выводы и прогнозы относительно роста цен вы можете услышать, посмотрев передачу полностью на канале РБК.