Производство ягод: проблемы и перспективы отрасли в 2021 году

В журнале «Агроинвестор» вышла статья, посвященная наиболее значимым проблемам ягодного производства в 2021 году. В числе приглашенных экспертов, которые высказали свое мнение по этому вопросу, – Лариса Ерина, директор отдела продаж агрохолдинга «ЭКО-культура».

В текущем году ожидался существенный прирост урожая в сравнении с прошлым сезоном, однако по мнению специалистов, ожидания вряд ли оправдаются. Причина проста – дефицит кадров. Ранее сбором урожая в открытом грунте и тоннельных теплицах занимались трудовые мигранты, но в этом году этот кадровый ресурс оказался ограниченным. Некоторые производители предвидели такую ситуацию и заранее сократили площади выращивания ягодных культур.

Сбор земляники, малины, голубики, облепихи еще продолжается, однако уже сейчас ясно, что объемы не превысят прошлогодний уровень. При этом погодные условия в 2021 году были гораздо лучше – не было ни масштабных засух, ни заморозков. Однако отсутствие нужного количества рабочей силы внесло свои коррективы – на прилавках в этом году было мало отечественных ягод. Еще одним фактором, повлиявшим на снижение урожая, стало существенное подорожание удобрений, материалов для сооружения теплиц, упаковки и прочих сопутствующих товаров. Все это неизбежно привело к росту розничных цен на ягоды.

Сейчас в России свежие ягоды можно купить круглогодично, поскольку налажены постоянные поставки импортной продукции. Кроме того, в России появляется все больше предприятий, культивирующих ягодные культуры в закрытом грунте – только в этом году в стране запущено несколько новых тепличных проектов. Практикуется технология туннельного выращивания малины – это еще одна позитивная тенденция в отрасли. Если раньше российская малина почти не попадала на полки магазинов по причине ненадлежащего качества, то сегодня тоннельные ягоды стали все чаще появляться в розничных сетях.

По словам Ларисы Ериной, перед российскими аграриями сегодня стоит задача заместить около миллиона тонн импортных ягод и плодов. Но пока большая часть такой продукции в России производится небольшими хозяйствами и выращивается в открытом грунте. По причине сильной зависимости урожая от внешних факторов поставки в магазины нестабильные. При этом на мировом рынке наметилась стойкая тенденция перехода от открытого способа выращивания к тепличному. Продукция стабильно высокого качества производится круглый год, что позволяет заключать долгосрочные договоры с торговыми сетями. Самый крупный сегмент на рынке сейчас занимает земляника. Неплохую динамику показывают также малина, ежевика и голубика. Тренд на здоровое питание и отказ от сахара открыл еще одну нишу для предпринимателей – производство ягодных снеков.

В России тепличное возделывание ягодных культур развивается крайне медленно. Это связано с низким финансированием отрасли – у инвесторов нет уверенности, что отечественный потребитель готов стабильно покупать ягоды, выращенные в закрытом грунте. При это неясно, смогут ли отечественные продукты конкурировать с относительно недорогими египетскими аналогами, которые поставляются в Россию зимой. Падение доходов населения уже сейчас привело к снижению спроса на ягоды на рынках и в овощных киосках.

У холдинга «ЭКО-культуры» есть долгосрочные планы по строительству ягодных тепличных комплексов, но пока проекты находится в стадии разработки. Сейчас компания активно изучает отрасль ягодного производства – емкость рынка в этом направлении далеко не исчерпана.

Директор отдела продаж агрохолдинга уверена в перспективности ниши. Компания намеревается экстраполировать опыт производства овощей на выращивание ягод, чтобы радовать отечественного потребителя экологически чистой, вкусной и полезной клубникой, малиной и голубикой.

Полный текст статьи читайте на сайте онлайн-журнала «Агроинвестор».