Российские овощи пойдут на экспорт

В свежем номере газеты «Коммерсантъ» вышел материал под названием «Овощи переходят границы», посвященный текущему состоянию тепличной отрасли в России и перспективах выхода производителей из кризиса. В качестве одного из способов сохранения рентабельности производства ведущие компании видят переориентацию на экспортный рынок. Авторы статьи привели комментарии крупнейших в РФ тепличных хозяйств по этому поводу, в том числе – президента агрохолдинга «ЭКО-культура» Александра Рудакова.

В условиях общего падения потребительского спроса, девальвации рубля и снижения доходов у населения производители овощной продукции вынуждены искать альтернативные рынки сбыта. Некоторые компании уже сейчас готовы начать поставки в страны Евросоюза и ОАЭ. В частности, в Германии и Польше по причине ограничений, связанных с COVID-19, не хватает рабочих рук для сбора урожая, что ставит под удар всю тепличную отрасль. В таких условиях рентабельность экспорта обещает быть весьма высокой – за рубежом цены на овощи выше, однако иностранные рынки отличаются более серьезной конкуренцией. Кроме того, за границей потребители тоже испытывают влияние кризиса, что приводит к сокращению трат – и в первую очередь на продукты премиального класса.

Президент АПХ «ЭКО-культура» Александр Рудаков в качестве первоочередного экспортного направления видит страны Персидского залива. Компания уже исследовала этот рынок ранее и нашла его высокоперспективным. Рынки Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии обладают огромным потенциалом для российских производителей, особенно в летнее время, когда собственное производство в этих странах дорого и малорентабельно. Как раз в РФ в этот период себестоимость выращивания овощей (в частности, томатов) минимальная.

По словам руководителя агрохолдинга, основные риски в экспортном направлении несет логистика. Оптимальный способ доставки на такие расстояния, позволяющий сохранить свежесть и товарные качества овощей, – это воздушный транспорт. Однако такой способ перевозок кардинально повышает себестоимость продукции. «ЭКО-культура» собирается осваивать это направление в ближайшем будущем и будет тестировать разные логистические схемы.

Читайте статью полностью в №79 газеты «Коммерсантъ».