Рынок овощей и фруктов в РФ – проблемы и перспективы

В информационно-аналитическом журнале «Вестник АПК» вышла статья «Зеленый ресурс», посвященная овощному и фруктовому рынку России. Авторы выяснили, как в нашей стране развивается это экономическое направление, что изменилось в сфере производства продуктов за последние годы, какие тренды существуют в отрасли на текущий момент. В числе приглашенных экспертов издания – президент агрохолдинга «ЭКО-культура» Александр Рудаков.

2021 объявлен ООН Международным годом овощей и фруктов. Цель такого шага – повысить информированность населения в вопросах правильного питания, подчеркнуть важность свежих растительных продуктов в деле укрепления здоровья и иммунного статуса организма.

Несмотря на поступательное развитие глобального овощного рынка, в этой сфере есть актуальные проблемы, требующие решения в самом ближайшем будущем. И главная из них, по мнению Всемирной Продовольственной Организации (ФАО), — серьезные потери продукции в производственной цепи от сбора до реализации урожая. По статистике, на этом участке теряется до 50% всех выращенных в мире овощей и фруктов. Это негативно влияет на экономику и экологию, поскольку материалы и энергоресурсы расходуются впустую почти наполовину. Специалисты считают, что сократить потери человечеству помогут цифровые инновации.

Именно в этом направлении движется сейчас рынок, в том числе и его российский сегмент. В нашей стране производство овощей – динамично развивающаяся отрасль, которая получила новый старт благодаря программе импортозамещения. Эксперты признают, что одно из главных препятствий на пути серьезного увеличения доли овощей и фруктов в рационе россиян, — это невысокие доходы населения. Тем не менее налицо тенденция к росту потребления этих продуктов на 2-3% каждый год.

По словам Александра Рудакова, главный тренд в развитии отрасли в России – консолидация рынка. Сейчас среди производителей есть и крупные, и мелкие игроки, однако постепенно те, кто не справляется с возрастающими требованиями к качеству и экологичности продукции, неизбежно уступят свои позиции. Президент крупнейшего в РФ тепличного агрохолдинга «ЭКО-культура» уверен, что в скором времени оставшиеся на рынке компании объединятся в кооперативы. Это естественный процесс, который в конечном счете будет работать на благо потребителя.

Другой тренд на российском рынке связан с развитием ягодного направления. Это объясняется задачами, которые стоят перед отечественным производителем – заместить еще около 1 млн тонн плодоовощной продукции. Курс на импортозамещение косвенно влияет и на развитие тепличной отрасли. Доля производств открытого грунта каждый год уменьшается на 5%, а сегмент закрытых площадей, наоборот, растет. Теплицы имеют неоспоримые преимущества – экономия водных ресурсов, трудозатрат и большие производственные объемы.

Александр Рудаков объяснил, за счет чего снижаются затраты человеческого труда – это происходит благодаря автоматизации процессов. Компьютер управляет всеми этапами ухода за растениями – поливом, питанием, освещением, регуляцией температурного режима. Именно высокая технологичность современных тепличных комплексов повышает урожайность и увеличивает рентабельность производства.

Далее в статье авторы и эксперты развивают тему автоматизации агропромышленной отрасли в РФ, приводя другие примеры внедрения технических и цифровых инноваций.

Тенденция позволяет надеяться, что увеличение объемов урожая овощей, фруктов и ягод, а также повышение их качества приведут к значительному росту потребления этой продукции в стране и позитивным изменениям в рационе питания наших соотечественников.